В математических моделях есть такая штука - парадокс заключенных. Представим себе, что воришки А и Б сломали банкомат и сидят под следствием в одиночных камерах, однако доказательств, что это были именно они, у следователя нет. Он лишь поочередно таскает каждого на допрос, уговаривая признаться. Каждый из воришек может либо все отрицать, либо признаться, предоставив улики, но свалив всю вину на другого. Общаться между собой они не могут, но исход зависит от того, как поступил напарник. Вариантов ровно четыре.
Если воришка А признался и свалил вину на напарника, а тот вообще все отрицает, то А будет оправдан и выйдет на свободу, а Б получит полные пять лет тюрьмы. Если А признался и Б тоже признался - оба получат по три года (скидка с учетом признания). Если А отрицает, а Б признался - пять лет получит А, а на свободу выйдет Б. Если же оба будут все отрицать, то оба получат по два года условно, потому что улик нет, а подозрение есть, и банкомат все-таки сломан, поэтому ментам надо дело закрыть. Таковы условия задачи.
Парадокс в том, что выигрышной стратегией для каждого является признаться и свалить вину на напарника. Ведь если тот будет все отрицать, то шанс выйти на свободу - это лучше, чем два года срока, пусть даже условного. А если тот тоже признается, то три года тюрьмы - лучше, чем пять. Поэтому в отдельно взятом случае для воришки имеется прямая личная выгода отработать стратегию признания. Проблема начинается, если ситуация повторяется много раз. Чтобы это понять, надо отойти от терминологии заключенных.
Итак, у нас два игрока, разделенные стенкой, и перед каждым две кнопки: “мне” и “нам”. Правила те же. Если А нажал “мне”, а Б - “нам”, то А получает на свой счет пять рублей, снятые со счета доверчивого лоханувшегося Б. И наоборот. Если оба сыграли “мне” - никто ничего не получит. Если оба сыграли “нам”, каждый получает на свой счет по рублю - награда за удачное сотрудничество друг с другом. Что, конечно, меньше, чем пять рублей, которые сдерет эгоист с лоха.
Опять в каждом конкретном случае самая выигрышная стратегия - нажать “мне”: ты ничем не рискуешь, но есть шанс заработать аж пять рублей. Парадокс в том, что если игра повторяется бесконечно, оба будут всегда нажимать “мне”, и оба будут в нулях! Если они начнут поочередно пытаться то рисковать, усыпляя бдительность противника, то рвать куш, выигрывать будет то один, то другой, но счета их будут все равно в районе нуля - у коварного побольше, у доверчивого поменьше. И лишь в случае пары игроков, которая рискует и “подставляется”, нажимая раз за разом “нам”, - каждый из них начнет зарабатывать. Примерно такова модель, изложенная в книге Докинза. Как это работает в реальной жизни?
Представим московский перекресток с редко переключающимся светофором. К перекрестку очередь. Зеленый свет погас, включился желтый, сейчас будет красный. За перекрестком пробка. Автомобилист подъехал к светофору, и у него выбор: остановиться и подождать пять минут, пока снова будет зеленый, либо выехать на перекресток, затор продвинется, и через несколько секунд он уже будет на той стороне и быстро доедет куда надо. Выигрышная стратегия - ехать, и ты сэкономишь пять минут. Какое тебе дело до других, которым ты перегородил дорогу? Но если дорогу упрощенно представить как трассу в форме восьмерки с общим перекрестком посередине, который надо проехать сто раз подряд, то окажется, что восьмерка, по которой едут, скажем, дисциплинированные немцы, движется равными порциями с максимально возможной для такого случая скоростью. А трасса наших соотечественников будет вечно стоять из-за затора на единственном перекрестке. Каждому по отдельности трижды выпал шанс сэкономить себе пять минут, и он им воспользовался. Но все вместе простояли в пробках два часа. Парадокс заключенных.
Россия - страна, лишенная традиции сотрудничества. У России огромный потенциал, умнейшие люди, прекрасные ученые и мастера. Но все достижения и открытия России, которые ценит весь мир, - они, по сути, сделаны одиночками. Первые по шахматам, первые по балету, одни из сильнейших в теоретической физике, Толстой-Достоевский, музыканты, композиторы и режиссеры... Все это, включая хваленый российский космос, по сути - достижения одиночек или маленьких команд. Спроектировать мегакрутой карбюратор можем, и можем построить опытный образец, а вот поднять автомобильную отрасль, скоординировав работу десяти заводов, - это к японцам или немцам. А у нас все самые умные, и каждый хочет себе больше, чем остальным. И поэтому любая программа и любой проект провалятся.
Шикарный пример - недавнее внедрение Линукса в школах. Ну, казалось бы, большая часть страны живет на ворованном софте, остальные ежегодно отстегивают за рубеж огромное бабло. При этом не то чтобы в стране было плохо с программистами - очень даже на мировом уровне российские программисты. И при этом понятно, что Линукс для школ - уж точно лучшее решение, потому что сразу исчезает проблема вирусов, неизлечимая в классах информатики, а Интернет и работа с документами - те же самые. Что еще надо? Даже самые ярые поборники Виндоус не очень-то убедительно находят возражения. Все начали говорить, что следует перейти на Линукс в школах. Вначале депутат Алкснис, затем остальные и, наконец, наш президент, который у нас, к счастью, в компьютерах сам неплохо разбирается, подписал программу внедрения Линукса в столько-то тысячах школ для начала. Итак, понимание есть, цель есть.
Есть ли дистрибутив? В стране имеется несколько отечественных разработок, из них сильнейшая - ALT-Linux, у меня самого именно он уже пять лет. Программисты есть, задание есть, подготовили диск со всем необходимым и всеми учебными программами. Сдали диск. Остались пустяки: напечатать тираж копий и разослать по школам. Тендер, государственная фирма-тиражист (не буду называть имя этих придурков), все дела.
Печатают диски (чуть ли не миллион копий). Разослали по школам - диск не запускается. Что за дела? Оказывается, тиражисты решили влезть в содержимое диска и что-то там поправили. Загрузчик поправили, типа умные, сто лет диски с софтом печатаем, знаем, что autorun.exe нужен. Вот и поправили. Разослали - не грузится.
Осознали. Извинились. Сказали, что за свой счет свою ошибку исправят. Два месяца печатали тираж новых дисков. Напечатали. Разослали. Диск грузится, но не читаются имена файлов. Мы же умные, мы привыкли, что на виндодисках кодировка Windows-1251, вот и изменили...
Результат: президентская программа сорвана, внедрение Линукса в школах не состоялось, все ругают ALT-Linux (попробуй сейчас объясни, что диск был нормальный, а это ошибки печатников).
Что это было? Диверсия фирмы Microsoft, подкупившей печатников? Возможно. Процентов на 30 допускаю. Но скорее всего - наше банальное неумение сотрудничать. Ну что стоило проверить диск самим, а еще лучше - пустить специалистов ALT-Linux проверить, а еще лучше - ничего руками не трогать, а пустить в тираж эталонный диск как есть? Сэкономили сутки работы, потешили самолюбие.
Так и живем. Все нормально. Вся страна - один большой парадокс заключенных.
Леонид КАГАНОВ
внештатный блоггер
газеты “Солидарность”
Если воришка А признался и свалил вину на напарника, а тот вообще все отрицает, то А будет оправдан и выйдет на свободу, а Б получит полные пять лет тюрьмы. Если А признался и Б тоже признался - оба получат по три года (скидка с учетом признания). Если А отрицает, а Б признался - пять лет получит А, а на свободу выйдет Б. Если же оба будут все отрицать, то оба получат по два года условно, потому что улик нет, а подозрение есть, и банкомат все-таки сломан, поэтому ментам надо дело закрыть. Таковы условия задачи.
Парадокс в том, что выигрышной стратегией для каждого является признаться и свалить вину на напарника. Ведь если тот будет все отрицать, то шанс выйти на свободу - это лучше, чем два года срока, пусть даже условного. А если тот тоже признается, то три года тюрьмы - лучше, чем пять. Поэтому в отдельно взятом случае для воришки имеется прямая личная выгода отработать стратегию признания. Проблема начинается, если ситуация повторяется много раз. Чтобы это понять, надо отойти от терминологии заключенных.
Итак, у нас два игрока, разделенные стенкой, и перед каждым две кнопки: “мне” и “нам”. Правила те же. Если А нажал “мне”, а Б - “нам”, то А получает на свой счет пять рублей, снятые со счета доверчивого лоханувшегося Б. И наоборот. Если оба сыграли “мне” - никто ничего не получит. Если оба сыграли “нам”, каждый получает на свой счет по рублю - награда за удачное сотрудничество друг с другом. Что, конечно, меньше, чем пять рублей, которые сдерет эгоист с лоха.
Опять в каждом конкретном случае самая выигрышная стратегия - нажать “мне”: ты ничем не рискуешь, но есть шанс заработать аж пять рублей. Парадокс в том, что если игра повторяется бесконечно, оба будут всегда нажимать “мне”, и оба будут в нулях! Если они начнут поочередно пытаться то рисковать, усыпляя бдительность противника, то рвать куш, выигрывать будет то один, то другой, но счета их будут все равно в районе нуля - у коварного побольше, у доверчивого поменьше. И лишь в случае пары игроков, которая рискует и “подставляется”, нажимая раз за разом “нам”, - каждый из них начнет зарабатывать. Примерно такова модель, изложенная в книге Докинза. Как это работает в реальной жизни?
Представим московский перекресток с редко переключающимся светофором. К перекрестку очередь. Зеленый свет погас, включился желтый, сейчас будет красный. За перекрестком пробка. Автомобилист подъехал к светофору, и у него выбор: остановиться и подождать пять минут, пока снова будет зеленый, либо выехать на перекресток, затор продвинется, и через несколько секунд он уже будет на той стороне и быстро доедет куда надо. Выигрышная стратегия - ехать, и ты сэкономишь пять минут. Какое тебе дело до других, которым ты перегородил дорогу? Но если дорогу упрощенно представить как трассу в форме восьмерки с общим перекрестком посередине, который надо проехать сто раз подряд, то окажется, что восьмерка, по которой едут, скажем, дисциплинированные немцы, движется равными порциями с максимально возможной для такого случая скоростью. А трасса наших соотечественников будет вечно стоять из-за затора на единственном перекрестке. Каждому по отдельности трижды выпал шанс сэкономить себе пять минут, и он им воспользовался. Но все вместе простояли в пробках два часа. Парадокс заключенных.
Россия - страна, лишенная традиции сотрудничества. У России огромный потенциал, умнейшие люди, прекрасные ученые и мастера. Но все достижения и открытия России, которые ценит весь мир, - они, по сути, сделаны одиночками. Первые по шахматам, первые по балету, одни из сильнейших в теоретической физике, Толстой-Достоевский, музыканты, композиторы и режиссеры... Все это, включая хваленый российский космос, по сути - достижения одиночек или маленьких команд. Спроектировать мегакрутой карбюратор можем, и можем построить опытный образец, а вот поднять автомобильную отрасль, скоординировав работу десяти заводов, - это к японцам или немцам. А у нас все самые умные, и каждый хочет себе больше, чем остальным. И поэтому любая программа и любой проект провалятся.
Шикарный пример - недавнее внедрение Линукса в школах. Ну, казалось бы, большая часть страны живет на ворованном софте, остальные ежегодно отстегивают за рубеж огромное бабло. При этом не то чтобы в стране было плохо с программистами - очень даже на мировом уровне российские программисты. И при этом понятно, что Линукс для школ - уж точно лучшее решение, потому что сразу исчезает проблема вирусов, неизлечимая в классах информатики, а Интернет и работа с документами - те же самые. Что еще надо? Даже самые ярые поборники Виндоус не очень-то убедительно находят возражения. Все начали говорить, что следует перейти на Линукс в школах. Вначале депутат Алкснис, затем остальные и, наконец, наш президент, который у нас, к счастью, в компьютерах сам неплохо разбирается, подписал программу внедрения Линукса в столько-то тысячах школ для начала. Итак, понимание есть, цель есть.
Есть ли дистрибутив? В стране имеется несколько отечественных разработок, из них сильнейшая - ALT-Linux, у меня самого именно он уже пять лет. Программисты есть, задание есть, подготовили диск со всем необходимым и всеми учебными программами. Сдали диск. Остались пустяки: напечатать тираж копий и разослать по школам. Тендер, государственная фирма-тиражист (не буду называть имя этих придурков), все дела.
Печатают диски (чуть ли не миллион копий). Разослали по школам - диск не запускается. Что за дела? Оказывается, тиражисты решили влезть в содержимое диска и что-то там поправили. Загрузчик поправили, типа умные, сто лет диски с софтом печатаем, знаем, что autorun.exe нужен. Вот и поправили. Разослали - не грузится.
Осознали. Извинились. Сказали, что за свой счет свою ошибку исправят. Два месяца печатали тираж новых дисков. Напечатали. Разослали. Диск грузится, но не читаются имена файлов. Мы же умные, мы привыкли, что на виндодисках кодировка Windows-1251, вот и изменили...
Результат: президентская программа сорвана, внедрение Линукса в школах не состоялось, все ругают ALT-Linux (попробуй сейчас объясни, что диск был нормальный, а это ошибки печатников).
Что это было? Диверсия фирмы Microsoft, подкупившей печатников? Возможно. Процентов на 30 допускаю. Но скорее всего - наше банальное неумение сотрудничать. Ну что стоило проверить диск самим, а еще лучше - пустить специалистов ALT-Linux проверить, а еще лучше - ничего руками не трогать, а пустить в тираж эталонный диск как есть? Сэкономили сутки работы, потешили самолюбие.
Так и живем. Все нормально. Вся страна - один большой парадокс заключенных.
Леонид КАГАНОВ
внештатный блоггер
газеты “Солидарность”
Комментариев нет:
Отправить комментарий